Новости
Опубликована статья «Нарушителей надо знать в лицо» в газете «Медицинский вестник» №13-14 (554-555) от 13 мая 2011 г.
По результатам заседания Коллегии Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, на котором присутствовал Генеральный директор компании «ЭР ЭНД ДИ ФАРМА» Иванов Роман Владимирович в качестве авторитетного эксперта в области исследований лекарственных препаратов, опубликована статья «Нарушителей надо знать в лицо» в газете «Медицинский вестник» №13-14 (554-555) от 13 мая 2011 г.
Предлагаем вашему вниманию полный текст данной статьи (по материалам портала «Медицинский вестник» №13-14 (554-555) от 13 мая 2011 г.) :
В среднем по России в год проводится от 500 до 700 клинических исследований на 65 тыс. пациентах. С 2005 по 2010 г. Росздравнадзор провел проверки 279 клинических баз в 42 городах страны. В ходе проверок были выявлены как нарушения, допускаемые в ходе проведения клинических исследований, так и недостатки в работе самих проверяющих.
Обстоятельства свидетельствуют
По состоянию на сентябрь 2010 года в России зарегистрировано 1076 баз клинических исследований (КИ), 889 из которых были задействованы в исследованиях лекарственных препаратов. В 2009 году проведен анализ результатов проверок КИ за период с 2005 по 2008 год, который показал, что в ходе контрольных мероприятий применяются подходы, не полностью учитывающие специфику исследований. Основное внимание в ходе проверок уделяется организационным аспектам КИ, и наиболее часто выявляются нарушения порядка назначения ответственных исследователей (30,2%), порядка формирования локальных этических комитетов и документирования их деятельности (14,8%), оснащения помещений хранения исследуемых препаратов и архива (11,9%). При этом оценка соблюдения порядка включения пациентов в конкретные исследования в ходе проверок осуществляется не в полном объеме.
— Указанные обстоятельства свидетельствовали о недостаточном уровне подготовки специалистов Росздравнадзора по порядку проведения проверок клинических исследований, — констатировал выступавший на итоговой коллегии ведомства начальник отдела контроля клинических исследований управления организации государственного контроля качества медицинской продукции Росздравнадзора Юрий Афончиков. — В связи с этим в 2009—2010 годах был проведен ряд совещаний с руководителями территориальных управлений Росздравнадзора по субъектам РФ и обучающих семинаров для задействованных в проверках сотрудников аппарата, в том числе совместно с Управлением по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных средств США (FDA). Данные мероприятия позволили в 2010 году применить новые подходы к проведению проверок и добиться определенных результатов: по сравнению с 2008 годом число выявленных нарушений, приходящихся на проверяемую медицинскую организацию, увеличилось более чем в два раза (с 1,3 нарушения до 2,9).
С 2008 года изменилась и структура выявляемых недочетов в осуществлении КИ. По итогам 2010 года увеличилось число нарушений порядка ведения первичной медицинской документации пациентов (с 12,5 до 17,2%), процедуры получения согласия пациента на участие в исследовании (с 0 до 13,7%), правил учета лекарственных препаратов исследования (с 6,2 до 8,6%) и механизма отбора пациентов в исследования (с 0 до 3,4%). Среди нарушений, которые не встречались ранее, были выявлены отклонения от требований протоколов исследований и включение пациентов в клиническое исследование до получения разрешения на его проведение.
Однако, по данным специалистов Росздравнадзора, за последние два года резко сократилось число нарушений административного характера.
— Например, количество недочетов в деятельности локальных этических комитетов снизилось с 31,2 до 8,6%, что свидетельствует о принятых клиническими базами мерах по устранению нарушений, наиболее часто выявляемых в ходе проверок, — отметила врио руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова.
Спасительный стандарт
В прошлом году грубые нарушения правил клинической практики при проведении КИ в рамках государственной регистрации отечественных и зарубежных лекарственных препаратов были выявлены в ходе поверок семи медицинских организаций. Среди нарушений проведение исследования до получения разрешения на него, выполнение пациентам обязательных процедур исследования до получения их согласия на участие в нем, включение в исследование пациентов, не соответствующих критериям отбора протокола, отклонение от требований утвержденного протокола исследования и отсутствие первичной медицинской документации пациентов, подтверждающей факт проведения обязательных процедур протокола.
— Выявленные нарушения свидетельствуют, с одной стороны, о недостаточном уровне знания врачами базовых принципов проведения клинических исследований и требований правил клинической практики, с другой — о ненадлежащем мониторинге регистрационных клинических исследований со стороны разработчиков лекарственных препаратов, — полагает Юрий Афончиков.
А руководитель Управления Росздравнадзора по Кемеровской области Владимир Харин добавляет:
— В ходе проведения контрольных мероприятий мы сталкиваемся с тем, что у проверяемых учреждений не хватает ни опыта, ни знаний, поэтому нарушения присутствуют всегда, это касается многих регионов. Все исследования проводятся по международным программам, документация поступает на иностранном языке, в связи с этим возникают трудности, потому что специалистов, соответствующих стандартам GCP (международный стандарт этических норм и качества научных исследований), прошедших обучающие курсы и имеющих соответствующие сертификаты, недостаточно.
Проблема с обучением специалистов по проведению КИ действительно существует, признала заместитель директора — главный врач ФГБУ ГНЦ Институт иммунологии ФМБА России Наталья Ильина.
— Сертификационные циклы GCP в стране имеют самую разную продолжительность: есть однодневные, трехдневные, недельные программы и так далее, — продолжила она. — По содержанию они тоже весьма различны — как говорится, на любой вкус. Формально все врачи, прошедшие эти курсы, имеют один и тот же сертификат, но на практике их знания и умения отличаются. Для того, чтобы решить эту проблему, необходимо выработать один, максимум два стандарта обучения, разные по продолжительности и интенсивности, но с единой программой, только тогда можно говорить о квалифицированной подготовке специалистов в области клинических исследований.
Но есть и еще один нюанс, непосредственно связанный с качеством проведения клинических исследований. На него обращает внимание исполнительный директор Ассоциации организаций по клиническим исследованиям (АОКИ) Светлана Завидова:
— Когда вводилось требование локальных регистрационных исследований (требование введено законом «Об обращении лекарственных средств». — Прим. ред.), мы говорили о том, что эти повторные исследования, заведомо избыточные, будут еще и низкокачественными. Ни одна из сторон в таких исследованиях не будет заинтересована в соблюдении каких бы то ни было стандартов, тщательном мониторинге и аудите. Ведь цель этих исследований — не получение достоверных данных об эффективности и безопасности препарата, а написание некоего «отчета», который позволит зарегистрировать препарат. Итоги проверок Росздравнадзора в 2010 году это подтвердили.
По мнению ведомства, причины низкого качества регистрационных исследований — в незнании исследователями правил клинической практики и ненадлежащем мониторинге таких исследований. От себя можем добавить: а также в том, что зачастую и сотрудники фармацевтических компаний осведомлены не лучше.
По мнению эксперта, дело в том, что локальные регистрационные исследования должны проводить не только инновационные компании, но генерические. В представительствах генерических компаний в России часто просто не было медицинских отделов, потому что в них не было необходимости. Сейчас такие отделы создаются на скорую руку. В итоге можно наблюдать следующие диалоги «специалистов». На одном из профессиональных форумов представитель генерической компании спросил у коллег, как проводятся исследования биоэквивалентности онкологических препаратов — можно ли с участием здоровых добровольцев или обязательно с участием пациентов? Второй участник дискуссии сообщил, что он консультировался в Институте доклинической и клинической экспертизы лекарственных средств, где ему сказали, что китайские и индийские компании всегда исследуют биоэквивалентность цитостатиков на здоровых добровольцах. Хорошо, что нашелся специалист, который знал, что исследования таких препаратов с участием здоровых добровольцев не проводятся из-за их токсичности.
— Такую же, если не еще большую неосведомленность демонстрируют и сотрудники контрактных исследовательских организаций, созданных недавно и, по всей видимости, с прицелом именно на проведение локальных регистрационных исследований, — добавляет Светлана Завидова.
С занесением в «черный» список
По результатам проверок клинических баз в 2010 году Росздравнадзором составлено 16 предписаний об устранении выявленных нарушений. Итоги контрольных мероприятий доведены до сведения и производителей лекарственных препаратов, в работе которых обнаружены недочеты, и Минздравсоцразвития РФ, к компетенции которого относятся вопросы выдачи разрешений на проведение КИ, аккредитации медицинских организаций на право проведения КИ и регистрации лекарственных препаратов.
Стоит отметить, что действующим законодательством РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил клинической практики, но отсутствует их классификация. Недостаточно проработаны такие вопросы, как приостановка или аннулирование аккредитации медицинской организации на право проведения КИ при выявлении грубых и систематических нарушений правил клинической практики, отмена государственной регистрации лекарственного препарата при выявлении фальсифицированных результатов его КИ и прочее.
В связи с этим, по мнению специалистов Росздравнадзора, в ближайшее время необходимо усовершенствовать нормативную правовую базу, регламентирующую вопросы проведения и контроля КИ.
Со стороны же компаний, осуществляющих исследования, прозвучало и еще более радикальное предложение. Генеральный директор ООО "ЭР ЭНД ДИ ФАРМА" Роман Иванов убежден, что, помимо предусмотренных законом способов, необходимо использовать публичные меры воздействия на недобросовестные клинические базы и исследователей.
— Сведения о нарушениях, выявляемых в ходе проверок, необходимо доводить до всех участников процесса, — считает он. — Информация должна быть открыта для любого, кто пожелает с ней ознакомиться, будь то государственный чиновник, представитель фармацевтической компании или простой гражданин. Также есть смысл сформировать «черный» список неблагонадежных клинических баз и неблагонадежных исследователей. Создать регистр, в котором будут находиться результаты всех проверок и будут обозначены все нарушения, помимо этого усилить мониторинг за исследованиями и повысить ответственность главного исследователя за результаты.